?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наконец дошли руки написать что-то более-менее упорядоченное про нашу августовскую экспедицию на Камчатку и Командоры. Внизу вас ждут три первые части этого рассказа (каждую надо открывать отдельно). Букв получилось довольно много, но это лишь следствие того что сказать хочется на много больше. Надеюсь в ближайшее время мы с моими друзьями сможем рассказать об этом лично и в МГУ и РГО и на площадке Золотой черепахи. А пока если даже лень много читать - просто посмотрите фотографии!) В таких случаях авторы сборников пишут что-то вроде "впервые под одной обложкой")

История экспедиции на Командорские острова появилась довольно неожиданно. Еще год назад я почти ничего не слышал об этом месте. И не знал о существовании там биосферного, но конечно в первую очередь морского, заповедника. А дальше самые разные события и совпадения толкали меня туда. Ключевым стало выступление и рассказ о заповеднике в РГО его директора. Там же нам удалось познакомить и с Евгением Мамаевым заместителем директора по науке. Тогда же впервые мы с мои другом коллегой Сергеем Шаниным озвучили желание попасть на Командоры.


Нельзя сказать что что последующие пол года мы посвятили подготовке. Это было бы неправдой. Но мы никогда не забывали об этом, учитывая в своей подготовке и экипировке.
Из-за большой разницы во времени и занятости, как нашей, так и сотрудников заповедника, переписки наша шла довольно медленно. Долгое время было не понятно сможем мы таки попасть на острова и если да, то когда и в каком составе. В таком режиме мы дотянули до начала лета. Дальше отступать было некуда, иначе этот год был бы однозначно потерянным. Поэтому махнув рукой мы взяли билеты до Петропавловска-Камчатского, таким образом точка "невозврата" была пройдена.

Как оказалось, что эта самая длинная часть нашего маршрута оказалась и самой простой. Всего 8 с небольшим часов на комфортабельном самолете. Куда сложнее вышло с перелетом в Никольское. Основная наша проблема- большое количество снаряжения и оборудования. В итоге его общий вес составил чуть меньше 200килограмм. И нельзя сказать что чем-то мы не воспользовались.

При том что норма на небольшом Чешском л-410, осуществляющим этот перелет, всего 10кг на человека включая ручную кладь. Итого у нас выходило больше 150кг перевеса. Был способ отправить все это транспортной компанией на корабле. Но сроки! Они никак не вписывались в наш годовой график. Да и гарантий тут не было никаких, что прилетев мы получим все то что отправили. Это подтвердили потом и в самом заповеднике. Так группа ученых из Мгу , прилетевшая на месяц раньше, несколько недель ждала свое снаряжение. В результате мы согласовали с авиакомпанией вариант с двумя дополнительными билетами. Но из-за по требовавшегося на это время, мы смогли взять билеты только на несколько дней позже чем планировали. Правда все те рейсы не смогли вылететь в срок, и их отправляли с нами вместе. Но тогда, конечно, мы об этом знать не могли.
И нас беспокоили образовавшиеся почти свободных 5 дней на Камчатке.
Решение пришло неожиданно, и в самый последний момент. Когда до вылета оставалась всего неделя, вернувшийся из очередной поездки, Сергей Шанан предложил вариант начать нырять уже на Камчатке. Ему в поездке дали контакты капитана дайверской лодки. Тут все завертелось с новой силой. Одна лодка сменилась другой. Первоначальный дневной выход в море был заменен на полноценный 3х дневный. Подспудно мы решили все проблемы с трансферами и проживанием.

До последнего мы не были уверены в том что мы попадем на Командоры. Не знали сможем ли мы там полноценно нырять или же будут проблемы с забивкой баллонов. На Эти и многие другие вопросы пришлось махнуть рукой и решать их уже походу. Это была во многом очень большая и не дешевая авантюра)

Но в этом была и часть удовольствия. Это была на обыкновенная дайверская-фото-поездка. Это была экспедиция в другой для нас мир, это было Приключение!
Шаг за шагом мы двигались к нашей цели. И надо сказать, что нам порядочно везло. И с вылетами, и с погодой, и, что наверное еще важнее с людьми.
Хочется сказать спасибо всем тем кто помогал нам в ходе этой Экспедиции. Без их помощи у нас бы врятли получилось все осуществить.

Отсчет самой же экспедиции я думаю стоит начать с приземления в покрытый облаками и дождливый Петропавловск. Бой за наши билеты до Командоров, и давка чтобы забрать свои 10 чемоданов.
Первый день заставил нас взбодриться и принять существующие реалии. Просто здесь не будет.
Вопрос с билетами нам удалось таки с третьей попытки решить. Разрешение от пограничников нам тоже начали оформлять и на этой радостной ноте мы в ночь вышли в море...

Место в которое мы прибыли хочется описать отдельно. Бухта Русская это узкий залив между двух рядов сопок. В Норвегии это наверное назвали бы фьордом. В нескольких местах со скал в море падают водопады. В то утро вся бухта тонула в туманах и низких облаках. И сложно было понять где кончаются одни и начинаются другие.

То и дело вдалеке всплывали и ныряли нерпы. Горой возвышались два ржавых корпуса-баржи. Судя по облику стоят они тут уже очень давно, но на них до сих пор живут летом рыбаки. Ведь июль-август сезон лосося.
Именно здесь, в самой оконечности устье реки, на которой мы первый раз попробовали его поснимать. Из затеи этой ничего не вышло, так как даже в самом узком месте река никак не меньше 5-6метров, и обладает дюже быстрым течением. И лосось легко проносился в отдалении от нас. Мы же каждый раз рисковали не удержаться и пронестись вниз со скоростью моторной лодки.

Здесь же мы увидели двух медведей. Медведицу с медвежонком. Но так как все были в полном дайверском снаряжении с боксами снять их как следует не удалось.
На самом деле медведи одна из реальных сложностей при съемке лосося. Находясь в воде ты всегда можешь стать объектом их интереса. В этом плане Командоры гораздо удобнее. Самый крупный хищник там это песец)

Но главной нашей целью здесь на Камчатки были сивучи. Это крупные ластоногие, иногда их называют северными морскими львами. Размер самца может достигать нескольких метров при весе до тонны. Такая махина горой возвышается над всем лежбищем. И поснимав их с лодки, нам было не очень понятно как поведут они при встрече в воде. Сила, скорость и довольно таки внушительные зубы. Именно по этому с ними мало кто соглашается нырять из приезжающих туристов.

Но для нас вопрос стоял по другому- придут ли к нам сивучи? Под пустят ли к себе?
В первый день погружений мы знакомились. Сивучи то и дело подходили к нам и издали наблюдали. Или же мы успевали боковым зрением засечь проносящийся силуэт. Хороших фотографий в таких условиях сделать почти невозможно. Прозрачность волы порядка 5метров и для съемки нам нужна дистанция не больше метра.

Вечерний разбор выявил сразу несколько проблем в съемке с засветкой и фокусировкой. Учитывая что у нас были камеры сразу трех систем: Canon Nikon Olympus, то у каждого были свои вопросы.
Мы волновались на счет второго дня. Еще одного шанса не предвиделось и надо было снимать здесь и сейчас. Но и погода и сам животные не подвели. Стоило нам подойти поближе и спрыгнуть в воду, как они оставили свой утес и пошли к нам на встречу. Чуть меньше часа мы повели буквально окруженные десятков -другим сивучей.

Они то проносились совсем близко от нас, то зависали и разглядывали нас. Потом неожиданно все исчезали из видимости и потом так же неожиданно появлялись. Это была своего рода игра, и с каждой минутой она была все активнее и активнее. Вскоре я уже перестал даже пытаться уследить за всем происходящим. А снимал уже практически в упор.

Камера зачастую даже не позволяла сделать кадр с такого малого расстояния. А чтобы успевать сфокусироваться и сделать кадр именно тогда когда нужно, я опробовал "домашнюю заготовку". Я предварительно фокусировался на одной из множества проплывающих мимо медуз и ждал пока в кадр вплывет тот или иной сивуч.

А под конец сивучи так разыгрались, что принялись за наши ласты. Сколь раз за них в итоге кусали сейчас и не скажешь, но не мало. А когда понемногу от ласт начали переходить и к нам самим, пусть и бережно, мы поняли что пора обратно на лодку. Тем более что прошел почти час. Дольше всего сивучи не хотели отпускать нашего фридайвера. Они ныряли и всплывали одновременно и вообще всюду следовали за ним. Иногда было сложно понять кто где.
И весь по следующий наш опыт взаимодействия с ластоногими показал, что близость формы и поведения обеспечивает человеку самый тесный контакт. Ты должен быть как они, и вести себя как они.
И чем меньше будет непонятных и выбивающихся из "их" мира предметов тем легче и быстрее вам удастся найти общий язык.

Оставшуюся программу нашего пребывания на Камчатке чуть не сорвало штормовое предупреждение. Мы едва успели совершить одно погружение на острове Старичкова, где впервые я увидел легендарную кучу-малу из крабов. Эдакое сооружение площадью в несколько метров. И высотой в центре порядка метра. Наверное бываю гораздо больше, но для меня и это было удивительным. Я раньше видел это только на картинках. Жаль низкая видимость помешала провести полноценную съемку.

После этого нам пришлось экстренно возвращаться в порт. И даже на следующее утро, когда ветер стих, вода хранила последствия непогоды. Видимость практически отсутствовала. И то утреннее погружение ничего кроме опыта нам не принесло.

Ну а на следующий день нас ждала самая большая лотерея этой поездки- перелет на остров Беринга. О котором даже местные жители отзывались как о чем-то эфемерном и почти нереальном. Стандарт рая фраза была: ну может быть за пару недель улетите. Что конечно не добавляло оптимизма. Скажу только, что в тот день улетали те кто не смог этого сделать за все предыдущие дни. Ну а мы единственные кто попал именно за свое число, хоть в на разные самолеты.

Нас ждали Командоры....

Давайте разберемся А что мы знаем о Командорских островах?




Позволю себе небольшой экскурс на эту тему, потому как мне кажется не все хорошо представляют что это и даже где это.
Итак Командоры представляют собой группу из двух больших островов ( Беринга и Медный) и двух малых остров (топориков и Ари камень). Расположены они в Беринговом море в примерно 200км от Побережья Камчатки, но отделены от нее глубоким океанских желобом (4-5 км). При этом по факту они являются крайними островами Алеутской гряды тянущейся от западного побережья Аляски. Это последняя часть так называемой Русской Америки.
Благодаря расположению и нескольким океанских течениям подходящим к островам здесь совершенно особый климат и животный мир. А океан здесь никогда не замерзает. Все эти острова и прилежащая к ним 30 километровая акватория-являются биосферным заповедником.

Так же во многом из-за особенностей погоды на острова весьма не просто попасть. Дождь, туман, сильный ветер - вот визитная карточка этих мест. Грунтовая полоса далеко не всегда готова принять даже те 2-3 небольших рейсовых самолета в неделю. Для того чтобы рейс состоялся надо чтобы одновременно была хорошая погода сращу в трех аэропортах: Елизово(Петропавловск) Усть-Камчатск(где осуществляется дозаправка) и собственно Никольское (остров Беринга). И это, скажу я вам, та еще лотерея! Даже если в тот день на который у вас билет есть вылет, не факт что вы улетите- так как возможно что в самолет не войдут даже те, кто не улетел в предыдущие дни.
И мы были единственные кто улетел "во время", и то благодаря тому что дали дополнительный борт. Остальные это были пассажиры за предыдущие несколько дней.

Из-за приграничной и заповедной зоны, попасть сюда на корабле ничуть не проще. Есть всего два-три корабля, имеющих нужные разрешения, которые время от времени привозят туристов. Причем за совсем не бюджетные деньги.
Для себя я определил примерно так - если острова захотят чтобы ты приехал, тебе повезет и с погодой и со всем остальным. Если нет... то можно и за целый месяц ничего не увидеть. Половину из которого вы проведете сидя на чемоданах. Так что это большой риск. Но и ставка высока как никогда.

Мест в мире, где вы можете увидеть что-то подобное почти нет. На ум приходят сравнения разве что с Галапагосами и ходом сардин в Юар. Огромное разнообразие китов и ластоногих. При этом так же вы можете увидеть удивительный и разнообразный подводный микро-мир (а мне есть с чем сравнивать).
Плотность, разнообразие, яркость - приводят к тому что за час вы врятли осилите осмотреть больше десятка метров. Мне больше ни разу не удалось) По хорошему можно провести все погружение вокруг одного большого камня и ни разу не повториться.

Да здесь не будет сервиса и все придется делать самому. Таскать не только оборудование но и лодку с мотором. Зато каждая поездка это приключение, это открытие чего-то нового. Шанс увидеть и снять то, чего до вас никто не видел и не снимал.

Каждый день проведенный на островах дарил нам новые впечатления и новые эмоции. Не смотря на имеющийся у каждого из нас приличный багаж путешествий, почти все было в новинку.
Дайвинг в водопаде и дрифт в реке. Исследование влияния типов ласт на отношения с ластоногими. Роль большой игрушки для молодых котиков и тюленей.
И каждый раз нужно заново подбирать снаряжение и комплект фототехники. Сухой или мокрый костюм, с баллоном или без. Количество и тип света. Настройки фокусировки и многое другое.
И каждый вечер просмотр материала и попытка угадать погоду на завтра. А значит и место и особенности съемки.
Использовать надо любой, даже самый непроглядный вариант с противным дождем, ибо не факт что будет лучше. В итоге мы пропустили все два дня, когда от ветра тряслись даже стены дома. Подводные съемки что с резиновой лодочки, что в зоне прибоя в такую погоду абсолютно бесперспективны.

В целом же нам с погодой везло- половина дней была солнечными. А так надо быть готовым к тому что за две-три недели может выпасть всего один погожий денек, да и тот в день прилета или вылета)
И если вправду захотите туда попасть, да еще и во время, то готовите бубен, или другой какой инструмент для заклинания ветра, дождя и тумана. Да еще наверное и течений, так как здесь тоже могут быть сюрпризы: за день вода может похолодать вдвое. При так же изменится ее прозрачность и оттенок.

Ну а на последок скажу что острова найдут чем удивить каждого. Кого рыбой, кого живностью, а кого и тем, что море взбрасывает на берег. Не даром книга алеутской кухни начинается с фразы:"если на берег выбросило кита"...)

Перелет


Сам перелет по маршруту Петропаловск-Усть-Камчатск - Никольское требует отдельного рассказа и даже не потому что это один из самых непредсказуемый рейсов в стране, но и потому что вы, если повезет, сможете увидеть из окна.

Перелет можно условно разделить на три части:
1) окрестности Елизово(Петропавловска)
Здесь и Авачинская бухта и первые вулканы и удивительно красивая пойма реки совсем рядом с аэропортом.

2) собственно перелет над Камчаткой. Самолет небольшой и по этому высота полета тоже не большая. Больше часа вы будете лететь над границей гор и моря. Особенно красивые участки ждут вас в районе Усть-Камчатска.

3) ну и наконец первое знакомство с островом Беринга. Очень интересно посмотреть на его берега, озера и небольшое поселение приютившееся с боку. С воздуха остров выглядит как зеленая клякса на синем фоне(по крайней мере летом).

Как вы понимаете, с погодой нам повезло)
Единственная проблема, помимо грязных и поцарапанных стекол, это крыло и пропеллер, перекрывающий солидную зону почти во всех иллюминаторах.
Но разве это может остановить когда под тобой такая красота?

Ну последняя неожиданность ожидает уже по приземлении. Аэропорт здесь выглядит как чистое поле. Нет даже толком полосы-она грунтовая. Кстати это одна из основных причин отмены рейсов. Полоса размокает от нередких тут дождей.

Ну а дальше, собственноручно выгрузив весь багаж из самолета, вы отправляетесь знакомиться с новым миром.

Продолжение следует...
Совместно с Сергеем Шаниным(shanser) и Андреем Сидоровым (photofreediver). При поддержке Дикого Журнала.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
say2014
Sep. 25th, 2014 06:15 pm (UTC)
Ничего себе, приключение! О таком читать не менее интересно, чем о том, как тюлень тыкался носом в объектив... 18 раз... :) Или смотреть на фото акулы с 6 ракурсов... :)
donna_laura
Sep. 25th, 2014 06:23 pm (UTC)
Браво!!
amazon_san
Sep. 25th, 2014 08:26 pm (UTC)
Для меня неосуществимая фантастика :)
Жду продолжения
bioplant
Sep. 26th, 2014 06:51 am (UTC)
Яхта же туда спецом ходит, три дня - и вы на Командорах.
torchuck
Sep. 26th, 2014 07:00 am (UTC)
Туда пустили пароходик, но произошло это пару недель назад всего. До этого у него не было лицензии на пассажирские перевозки. А яхты ходят да... от 100 тысяч рублей ценник
ale
Sep. 26th, 2014 07:28 am (UTC)
Великолепнейшие снимки! А просто два рейса сделать, один раз с вами, второй с багажом не вариант было? Или стоимость?
t66x
Sep. 26th, 2014 07:37 am (UTC)
Очень красиво, спасибо!
korostelev
Sep. 26th, 2014 07:40 am (UTC)
Крутотень :)
philyuchkoff
Sep. 26th, 2014 09:00 am (UTC)
Отлично!
Молодцы, что не убоялись трудностей и попали в одно из самых красивейших мест мира!!
Сам там тыщу раз был и ещё поеду :)
sova_1304
Sep. 26th, 2014 11:07 am (UTC)
ЗДОРОВО! Вот это я понимаю - глубоко за нырнули :)))
nol21
Sep. 27th, 2014 07:10 am (UTC)
В какой район потребовалось получить разрешение от пограничников? Вся Камчатка и о. Беринга давно исключены из погранзоны.

Edited at 2014-09-27 07:13 am (UTC)
torchuck
Sep. 27th, 2014 04:26 pm (UTC)
На самом острове не нужно. Но как только речь идет о выходе в море, и тем более об островах (Топорков и Ари-камень даже без высадки) то тут же нужны бумажки. Более того нужно описывать все снаряжение с которым "можно пересечь границу" включая регуляторы и т.д. Ага на ластах 500км)
По моему мнению бред. Но пограничники об этом иного мнения. Местные даже на рыбалку выписывают себе два разрешения - от погранцов и от заповедника.
Ну и каждый раз выходя в море - надо звонить предупреждать.
ladyextrim
Sep. 27th, 2014 05:23 pm (UTC)
это очень, очень круто, интересно и захватывающе!!!!
_javascript
Sep. 27th, 2014 08:35 pm (UTC)
Фантастика. Однажды и я туда прилечу.
dimorfant
Sep. 29th, 2014 03:22 am (UTC)
Действительно, рассказать есть о чём, ещё б вдохновения дождаться для удачного рассказа. Поздней осенью особенно приятно листать пропущенное за лето . :)
daria_mirdari
Oct. 14th, 2014 10:41 am (UTC)
Совершенно фантастические виды! Вот это земля!!! Аж дух захватывает!
yulduzzz
Oct. 19th, 2014 08:41 pm (UTC)
Офигенно!
Очень интересно, вот это, я понимаю, настоящее путешествие-приключение!!!

Еще подумалось, что всего 16 комментариев, а в жж куча хлама и шлака, где по нескольку сот комментариев,
а обсуждается полная херня(((

Найди время - напиши дальше, а)
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

torchuck
Андрей Нарчук (Torchuck)
All my phictures on:www.narchuk.com

Tags

Powered by LiveJournal.com